Часто задаваемые вопросы о специальности «Теплофизика»
- Может ли инженер-теплофизик работать на тепловой/атомной станции?
- Разве в наше время нужны специалисты, «занятые вопросами развития и совершенствования энергетической отрасли»?
- Теплофизика и нанотехнологии, наноматериалы.
- Теплофизика и Атомная/Термоядерная/Водородная энергетика.
- Служба в армии.
- Теплофизика и компьютеры.
- Сложно ли учиться?
Может ли инженер-теплофизик работать на тепловой/атомной станции?
Может, но его место не в производственных помещениях станции (там должны работать технологи и инженеры – эксплуатационники), а в управленческом корпусе станции или главном офисе энергетической компании. Инженер-теплофизик – это технический специалист/эксперт, занятый вопросами развития и совершенствования энергетической отрасли. Задачи теплофизика – участвовать в модернизации технологического оборудования, внедрять новые установки и системы, проводить оптимизационные расчеты, разрабатывать и обслуживать программные комплексы для задач автоматизации и диагностики.
Вопрос по аналогии: – Может ли финансист заменить бухгалтера? Может, но его знания и профессионализм могут быть использованы и более эффективно.
Разве в наше время нужны специалисты, «занятые вопросами развития и совершенствования энергетической отрасли»?
Нужны. Они в цене и их не хватает, но скажем прямо – можно найти работу проще и спокойнее. Технически грамотные люди с престижным образованием требуются и коммерческим структурам, чьи финансовые предложения выглядят более заманчиво. Работа инженера-теплофизика сложна, требует полной самоотдачи, постоянного совершенствования профессионализма, но она ИНТЕРЕСНА и, главное, дает чувство НУЖНОСТИ и ЗНАЧИМОСТИ дела, которому ты отдаешь время и силы.
Теплофизика и нанотехнологии, наноматериалы.
Мало кто догадывается, что существуют таблицы ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ свойств (теплопроводности, теплоемкости, плотности и т.д. и т.п.) моркови, свеклы, картошки, вишни. Знания этих свойств необходимы современному пищевому производству для оптимизации процессов сушки, заморозки, хранения овощей и фруктов. Причем оптимизационные программы в первую очередь опираются на результаты ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ исследований процессов тепло и массо-обмена. Этот довольно неожиданный пример иллюстрирует, насколько прочно и глубоко зависят современные технологии от ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ знаний свойств материалов и процессов.
А теперь конкретно о нанотехнологиях.
Начиная с третьего курса наши студенты имеют возможность «подключиться» к исследованиям, проводимым Объединенным
Институтом Высоких Температур РАН (ОИВТ РАН), выполняя курсовые и дипломные работы под руководством сотрудников института.
Темы работ: Исследование теплофизических свойств углеродистых наноструктур
В частности, с участием студентов и аспирантов кафедры была выполнена разработка Института новых энергетических проблем ОИВТ РАН (ИНЭП РАН) «Установка (прибор) для измерения распределения пор в нанопористых материалах по размерам методом «Динамической десорбционной порометрии»
Замечание. Тесное сотрудничество кафедры Инженерной теплофизики и академического института неслучайно. Ведь именно кафедра бала «родоначальницей», «колыбелью» Института Высоких Температур. Именно на кафедре ИТФ в 1961 году была организована Лаборатория Высоких Температур, которая в 1963 году переехала в отдельное, специально построенное для неё здание (ул. Красноказарменная, д.17А) и стала именоваться НИИ ВТ МЭИ. В 1967 году институт Высоких температур вошел в состав Академии Наук. Подробнее - История кафедры ИТФ.

Теплофизика и Атомная/Термоядерная/Водородная энергетика.
Теплофизические знания – неотъемлемая составляющая ЛЮБОЙ энергетики, использующей процессы превращения тепла в работу: традиционной (тепловой, атомной) и развивающейся (термоядерной, водородной). Какое бы направление развития энергетики не влекло Вас, став ТЕПЛОФИЗИКОМ, Вы выбираете путь УНИВЕРСАЛЬНОГО специалиста, способного трезво разбираться в достоинствах и недостатках каждого направления. В каком из направлений работать – выбирать Вам.
Теплофизика и компьютеры.
Студенты теплофизики, помимо профилирующих дисциплин, изучают также дисциплины, касающиеся применения вычислительной техники:
• Программирование
• Численные методы
• Численное моделирование тепловых процессов,
• Автоматизация экспериментальных исследований.
В дополнение к этому, при работе в научных группах, студенты осваивают профессиональные пакеты программ расчета и моделирования свойств и процессов, разрабатывают расчетные программы при выполнении курсовых и дипломных проектов, работают с современной измерительной аппаратурой АСНИ (автоматизированная система научных исследований)….
Таким образом, компьютер становится инструментом, которым выпускник-теплофизик (волей или не волей) владеет на «ОТЛИЧНО С ПЛЮСОМ».
Сложно ли учиться?
Если УЧИТЬСЯ (вдумчиво, серьезно, целеустремленно), то учится сложно всегда и везде. Но у студентов был, есть и всегда будет неисчерпаемый ресурс сил – их молодость. Наверное поэтому студенты успевают не только сдавать контрольные, зачеты, курсовые, типовые работы, экзамены, выступать на научных студенческих конференциях и семинарах, но и «петь, гулять и веселиться». И студенты-теплофизики не исключение, а значит не все так уж и страшно.











